Ясмин (zolotayakoshka) wrote,
Ясмин
zolotayakoshka

Categories:

Торжок. Торжокские золотошвеи




Я решила начать рассказ о Торжке именно так, как он начался у меня. Мы въехали в город, проехали немного и уперлись в фабрику Торжокские золотошвеи. И, разумеется, пошли тут же в музей. Нам повезло - мы успели в хвост экскурсии и хоть что-то услышали. Скорее, услышал больше c_koshkin, потому что я не умею одновременно фотографировать, выбирать ракурсы и слушать. Да и еще надо было ждать пока схлынет толпа, а люди уходили, разумеется, вслед за экскурсоводом, так что... Слава богу, что есть интернет, в котором можно найти практически все. Так что, объясняющий текст в этом посте, в основном, не мой, а из разных источников. Узнать откуда что, можно нажав на текст - я делаю текст ссылкой на первоисточник.

Ну что, начнем? :)

Шитье золотыми нитями пришло в Россию из Византии, и со временем стало традиционным промыслом для Торжка. Первые русские мастерицы - монахини местных монастырей, вышивали тончайшей золотой проволокой по бархату, тонкой коже-сафьяну, сукну и атласу. Золотые нити закупали в Византии и стоили они недешево.
Постепенно золотую проволоку заменили скрученной спиралькой из тоненькой толщиной 1-3 мк позолоченной металлической проволочки - канителью. И шитьё стало называться не "золотое", а "золотное", а нити "волоченные". На смену волоченным, пришли "пряденые" нити по немецкой технологии, когда медную проволоку с 3-9%-ным золотым или серебряным напылением, накручивали на шёлковую, льняную или хлопчатобумажную нить.

Большинство историков сходится на том, что золотошвейным ремеслом в Торжке занимаются с XIII века. В то время даже местная денежная единица выглядела как вышитый золотом кожаный лоскуток. Однако некоторые ученые предполагают, что в поселениях на месте нынешнего города вышивали наряды золотыми и серебряными нитями еще в IX веке. Подтверждение тому археологические находки того времени - расплавленные кусочки золота и серебра на сгоревшей одежде.

Золотом и серебром расшивали не только одежду, которая после такой вышивки весила больше пуда, но и сафьяновую обувь, подушки, кошельки, рукавицы, пояса и даже обтянутую сафьяном мебель. Узор и рисунок выполнялись традиционным торжокским золотным кованым и литым швом.
Одежду и предметы быта вышивали цветочным орнаментом, фигурками животных. Любимым мотивом в вышивке были и остаются птицы.


Вот панно "Плодородие", например.
Автор Горшкова Валентина Алексеевна.

Панно было создано в советское время и вышивалось на протяжении целого года.
Сохраняя традиции золотной вышивки Валентина Алексеевна создала уникальную работу!
Темно-зеленый цвет подчеркивает традиционный классический орнамент, неповторимые узоры и уникальность ручной золотной вышивки.
В данной работе представлены более 150 видов швов: корзиночка, ягодка, литой, гладью и т.д.
Название работы "Плодородие" не случайно. В центре композиции расположено дерево в форме женской фигуры с широко распахнутыми ветвями (руками), что символизирует начало и продолжение рода.
Было традицией украшать женские наряды орнаментами, что и использует автор в своей работе. Женская фигура облачена в платье, украшенное растительными элементами: стебельки, листочки, бутоны, цветы.
Птицы, расположенные внизу панно составляют основу рода, охраняя его, питая мудростью своей и силой.
Птицы, расположенные на ветвях - это потомки, продолжатели рода.
Растения, отшитые на панно: пшеница, рожь, кукуруза, подсолнух символизируют богатый урожай.
Необычность работы в уникальном сочетании золотной и серебряной нити, но самое главное, что ни один элемент не повторяется, что придает ей особую значимость и восхищение.






Ну что - пошли посмотрим, что еще есть в музее?
2


3


4


5


6

Основной объем заказов торжокские золотошвеи получали от церкви. В 1644 году по заказу князя Куракина для Борисоглебского монастыря золотошвеи выполнили лицевое покрывало с изображением Ефремия, шитое шелком, а по краям тропарь, вышитый золотом. В 1671 году по заказу боярыни Луговской была изготовлена напрестольная пелена с изображением на ней иконы, шитая шелком, золотом и серебром.


7


8


9


10

Рассмотреть детальки


11


12

Еще крупнее


13


14


15


16

К XIX веку свыше 300 женщин были заняты золотошвейным промыслом, что приносило ощутимый доход новоторжским купцам, занимавшихся сбытом продукции. Работы торжокских мастериц высоко ценились и получили известность далеко за пределами Тверской губернии. К примеру, в музее рассказывают, что Александр Сергеевич Пушкин, который проезжал по питерскому тракту через Торжок не меньше 20 раз, останавливался в городе не только, чтобы отведать котлет в придорожной гостинице у Дарьи Евдокимовны Пожарской, но еще и купить вышитые золотом пояса и перчатки для Натальи Николаевны. В письме П. А. Вяземскому Пушкин упоминал о своем подарке и для Веры Фёдоровны, жены князя: "Скажи княгине, что она всю прелесть московскую за пояс заткнет, как наденет мои поясы".



17

Заказы на вышивку приходили и от членов императорского дома. У Екатерины II было несколько бальных платьев, расшитых торжокскими мастерицами.


18

В 1894 году по инициативе Дмитрия Дмитриевича Романова, родственника Анны Петровны Керн, был открыт золотошвейный кустарный отдел. Через 5 лет он организовал учебную золотошвейную мастерскую, на базе которой позднее были созданы золотошвейная профтехшкола и музей.

В 1907 году работы торжокских мастериц демонстрировались на международной выставке в Париже, а в 1911 году - в Турине. Работы были отмечены 28 дипломами, медалями и грамотами.

Дмитрий Дмитриевич руководил фабрикой до своей кончины в 1916 году. После революции 1917 года выпускники золотошвейной профтехшколы объединились в торжокскую золотошвейную артель "имени 8 Марта". В те годы работницы артели занимались преимущественно вышивкой знаков отличия для Красной армии, расшивали шелковыми нитками тюбетейки для жителей соседних республик, бювары, книжные закладки, декоративные подушки и сумочки. До начала 50-х годов в узорах все еще сохранялись мотивы традиционных золотных вышивок XVII - XVIII веков. Позднее на бархате и шелке стали появляться атрибуты соцреализма - звезды, серп и молот.



19

Всякие знамена и вымпелы я фотографировать не стала - все мы знаем как это примерно выглядело.
Но вот мимо этого портрета и его истории пройти не смогла.

В экспозиции музея есть необычная работа того времени - портрет Сталина, вокруг головы которого вышит нимб. Вышивка сделана филигранно, стежок к стежку, градиент от одного оттенка шелковых нитей к другому сравним с цветовыми переходами на живописных полотнах. Торжокская мастерица Раиса Терентьевна Радченко вышила портрет после войны и хранила его у себя дома. В 2011 году наследники передали портрет музею.

"Хранила у себя" означает попросту прятала - никто не мог посягнуть на изображение вождя без специального разрешения. Поэтому работа и пряталась и во время работы над ней и потом. Я не сталинист, отнюдь, но что-то в этой истории меня зацепило. Женщина год за годом тайком, сложнейшим образом отшивает вождя. По своей воле, хочу я подчеркнуть. Столько труда...



20

Посмотрите какая тончайшая работа


21

Глаза будут смотреть на вас, в каком углу комнаты вы бы не находились


22
Кроме, знамен и вымпелов в советское время, разумеется, вышивали праздничные панно


23

И большое количество тюбетеек. Надо поискать, у меня где-то лежат тюбетейки, подаренные папе в совое время, и одна, насколько я помню, подозрительно похожа на одну из музея. :)


24


25

50 лет октября


26


27

А это герб Торжка
Торжок, город в Тверской области, поначалу назывался Новый Торг.
Герб его был утвержден весьма прозаично, в 1780 году, тогда же когда утверждались остальные гербы тверских городов. Но вот легенд связанных с этим гербом множество.
На щите голубого цвета изображены шесть голубей. Три из них золотого цвета и три серебряного. До сих пор геральдисты спорят, что значат эти птицы в изображении герба. Версий несколько. Самая простая: однажды Екатерина Великая проезжала мимо Торжка и, увидев над городом множество голубей в небе, приказала, чтобы на гербе были изображены эти птицы.
Самая романтическая: сами жители Торжка очень любили этих птиц и считали их приносившими удачу и счастье. И везде, в том числе и на гербе их изображали.
Самая трагическая: согласно легенде, город Искростень был сожжен княгиней Ольгой с помощью голубей, которые принесли на своих лапках зажженную паклю. Торжок за всю свою историю тоже был неоднократно сожжен дотла. Вот голуби на гербе и выступают в роли напоминания о великих горестях.
Самая географическая. Все дороги древнего Торжка начинались от главной площади и все они "связывались" с главными княжествами Руси. И было этих дорог шесть.
Какая был легенда не была исторически оправданной, герб Торжка безусловно, один из самых нежных и красивых.



28

В последнем зале уже современные работы.
Кстати, в октябре 2012 года на фестивале "Бархатные сезоны в Сочи" мастериц наградили "Золотым веретеном" - символом Национальной премии в области индустрии моды.
Каменный цветок


29

Троице-Сергиева Лавра


30

Белые ночи


31

Спас-на-крови


32

Это дубликат полотна, подаренного на какой-то юбилей В.В.Путина


33

Ну и просто полюбуйтесь на то, что фабрика делает в наши дни


34


35


36


37


38


39


40


41




Источники текста - RUS Компас, путешествия по России и статья в LiveInternet юзера Afatarwm.

Оригинал опубликован в моем блоге на DREAMWITH.ORG http://zolotayakoshka.dreamwidth.org/1496605.html. Вы можете комментировать здесь, или там, используя OpenID.
Tags: вышивка, музеи, путешествия, торжок, фотoграфии
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 63 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →